Задвижки

Главная - Задвижки

Чугунные задвижки трубопроводные 

Задвижки относятся к управляющим элементам трубопроводной арматуры. Основное предназначение – прекращение/инициация подачи вещества (жидкости или газа). Использование для регулирования интенсивности подачи возможно, но не рекомендуется.
Эффективны в качестве именно запорной арматуры в силу простоты, надежности, долговечности. Создают низкое гидравлическое сопротивление, то есть почти не препятствуют движению среды (средой называют подаваемое через трубопровод вещество). Малая строительная длина облегчает процесс установки. Чаще всего задвижки выполняются именно из чугуна. Это снижает стоимость, сохраняя основные эксплуатационные характеристики. Основной метод изготовления – литье.

Конструкция, принцип работы

Размещение корпуса задвижки совпадает с расположением трубы. Неподвижные элементы механизма составляют с корпусом одно целое. Таковыми являются седла, к которым прижимается клин в положении «закрыто». Также – компоненты, направляющие ход подвижных частей.
Основные движущиеся элементы – клин, шпиндель и маховик. В последнем располагается гайка, обхватывающая шпиндель. В местах стыковки подвижных частей с неподвижными располагаются уплотнительные элементы, обеспечивающие герметичность соединения.
Прекращение подачи среды производится запиранием задвижки. Электроприводом или мускульной силой вращается маховик, вместе с расположенной в нем гайкой. Последняя взаимодействует с резьбой шпинделя, заставляя его совершать поступательное движение. Шпиндель задвигает клин внутрь корпуса и прижимает его к седлам. Это создает на пути вещества герметичную преграду, блокирующую подачу. Отпирание – полностью обратный процесс. Маховик вращают в обратную сторону, шпиндель выдвигается наружу, убирая клин с пути среды.
Для уменьшения габаритов (в частности – строительной высоты) задвижки шпиндель может быть сделан невыдвижным. Он неподвижно соединяется с маховиком, чтобы вращаться вместе с ним. Гайка располагается внутри клина. Он приводится в поступательное движение усилием, передаваемым гайке вращением шпинделя. Конструкция менее габаритна, но создает более высокое гидравлическое сопротивление.

Разновидности чугунных задвижек

Определенные элементы конструкции могут быть выполнены по-разному. Это зависит от условий, определяемых конкретным случаем применения запорной арматуры. Одно из таковых – требуемый метод соединения задвижки с трубой.
  • Фланцевая задвижка. Делает крепление более надежным, но увеличивает габариты конструкции. На трубах должны располагаться  фланцы того же диаметра.
  • Муфтовая. Менее габаритна, чем фланцевая, прочность соединения несколько ниже.
  • Под приварку. Размеры минимальны, но соединение с трубой требует участия сварщика.
 
Применяемые типы клинов тоже могут быть различны
  • Жесткий. Отличается высокой надежностью и герметичностью запирания. Но требует повышенной точности изготовления: малейшая  неровность или сделает запирание ненадежным, или приведет к заклиниванию.
  • Двухдисковый. Снижает требования к конструкционной точности, но вероятность разгерметизации и заклинивания остается высокой.
  • Упругий. Конструкционно аналогичен двухдисковому, но диски соединяются упругими деталями. Форма такого клина способна слегка  изменяться, благодаря чему запирание может остаться  герметичным даже в случае повреждения или деформации корпуса или  седел.
Достоинства чугунных задвижек
Обусловлены особенностями самого чугуна. Его стоимостью, физическими и химическими характеристиками.
  • Надежность. Чугун тверд и прочен, не деформируется в процессе эксплуатации.
  • Химическая стабильность. Детали чугунных задвижек достаточно устойчивы к коррозии, чем обусловлена их долговечность.
  • Простота конструкции и низкая стоимость. Расходы на покупку и монтаж невысоки. Сложных деталей немного, ломаться особенно нечему.
В чугунных задвижках применяется обрезиненный клин. Это – необходимость, обусловленная характеристиками материала. Но она же является и достоинством: покрытый прочной износостойкой резиной клин обеспечивает полную герметичность запирания, независимо от срока эксплуатации.